Занятия

Глава 3

Дети, ходившие в подготовительный класс, подразделялись на две категории: те, кто перед уроками выстраивался в линеечку перед дверью, как и полагается, и те, кто носился по площадке и вклинивался в общий строй, только завидев приближающуюся мисс Бинни. Рамона носилась по площадке.

Однажды, бегая по площадке, она заметила Дэви, который ждал, пока Генри Хаггинс переведет его через перекресток. Ее заинтересовало, что на Дэви была черная накидка, прикрепленная к плечам двумя большими английскими булавками.

Пока Генри удерживал на месте две легковые машины и цементовоз, Рамона наблюдала, как Дэви переходит улицу. Чем дольше Рамона знала Дэви, тем больше он ей нравился. Он был таким милым застенчивым мальчиком с голубыми глазами и мягкими каштановыми волосами. Рамона всегда пыталась выбрать Дэви своим партнером по народным танцам и, когда весь класс играл в "серую утку", салила его, если только он уже не был в "котелке".

Когда Дэви приблизился, она сделала шаг ему навстречу и спросила:

- Ты Бэтмен?

- Нет, - сказал Дэви.

- Может, ты Супермен? - предположила она.

- Нет, - ответил Дэви.

Кем бы еще мог быть Дэви в черной накидке? Рамона остановилась и подумала, но не смогла вспомнить никого, кто бы еще носил накидку.

- Хорошо, кто же ты? - спросила она наконец.

- Микки Маус! - радостно закричал Дэви, обрадованный тем, что Рамона не смогла отгадать.

- Я сейчас поцелую тебя, Микки Маус! - закричала Рамона.

Дэви бросился бежать, Рамона за ним. Они бегали по площадке кругами. Накидка развевалась у него за спиной. Рамона прогнала Дэви под брусьями и вокруг спортивного комплекса из шведских стенок разной высоты.

- Беги, Дэви, беги! - кричали их одноклассники, подпрыгивая, пока не увидели приближающуюся мисс Бинни. Все немедленно построились в линеечку перед дверью.

С тех пор Рамона каждое утро пыталась догнать Дэви, чтобы поцеловать его.

- Рамона идет! - кричали мальчики и девочки, как только видели идущую по улице Рамону. - Беги, Дэви, беги!

И Дэви бежал, а Рамона неслась за ним. И они бегали кругами по площадке, а весь класс подбадривал Дэви.

- Этот ребенок собьется с пути, когда чуть-чуть подрастет, - както услышала Рамона, как один рабочий на той стороне улицы сказал другому.

Однажды Рамона подбежала к Дэви настолько близко, что смогла схватить его за рубашку. Дэви рванулся в сторону, с рубашки посыпались пуговицы. Первый раз за все время Дэви остановился.

- Посмотри, что ты натворила, - обвиняющим голосом сказал он. Мама ужасно на тебя рассердится.

Рамона тоже остановилась.

- Но я же ничего не сделала, - возмутилась она. - Я только схватила. Ты сам рванулся.

- Мисс Бинни идет! - крикнул кто-то, и они оба поспешили встать в строй у двери.

После этого случая Дэви держался от Рамоны дальше, чем обычно. Рамону это очень огорчало, потому что Дэви был _такой_ милый мальчик, что ей все время хотелось его поцеловать. Однако Рамона была все же не настолько расстроена, чтобы больше не гоняться по утрам за Дэви. Они бегали по кругу каждое утро до прихода мисс Бинни.

К этому времени мисс Бинни уже начала учить детей не только играм, школьным правилам и таинственной песне про зариру. Рамоне казалось, что занятия в школе делятся на две части. Первая - это подвижная, в нее входят игры, танцы и рисование пальцем. А вторая - задания. Задания - это серьезно. Каждый должен тихо работать, сидя за своей партой, и никому не мешать. Рамоне было очень трудно сидеть тихо, потому что ей все время было интересно, что делают остальные.

- Рамона, смотри в свою тетрадь, - говорила мисс Бинни. И иногда Рамоне это удавалось.

Первое серьезное задание было такое: каждый должен нарисовать свой дом. Рамона ждала, что ее будут учить читать и писать, как Бизус, и поэтому быстро нарисовала новыми карандашами свой домик с двумя окошками, дверью и красной трубой. А зеленым карандашом она нацарапала несколько кустов. Любой человек, знающий окрестности, сказал бы, что это изображение Рамониного дома, но Рамона почему-то не была удовлетворена. Она огляделась, чтобы увидеть, что делают остальные.

Сьюзен нарисовала свой домик, а затем пририсовала девочку с бонькающими кудряшками, выглядывающую из окна. Хови, который нарисовал в своем доме открытую гаражную дверь с виднеющейся за ней машиной, пририсовывал мотоцикл, стоящий у обочины. Дом Дэви был похож на здание клуба, построенного мальчишками, у которых было несколько старых досок и не хватало гвоздей. Он клонился на один бок, как будто устал.

Рамона посмотрела на свой рисунок и решила тоже что-нибудь пририсовать, чтоб он был поинтереснее. Подумав, какого цвета карандаш ей выбрать, она взяла черный и нарисовала большие черные завитушки, выходящие из окон.

- Тебе никто не разрешал калякать на своей картинке, - сказал Хови, который тоже был не прочь заглянуть в чужую работу.

- Я не калякаю, - возмутилась Рамона. - Это черное - часть моего рисунка.

Когда мисс Бинни попросила всех поставить картинки на доску, чтоб их было видно, первым делом дети обратили внимание на Рамонин рисунок - потому что он был нарисован сильными, размашистыми штрихами и из-за черных завитушек.

- Мисс Бинни, Рамона закалякала весь свой домик, - сказала Сьюзен, которая к этому времени уже полностью себя разоблачила. Она была девочкой, вечно стремящейся играть в "дочки-матери", чтобы быть матерью и всеми руководить.

- Неправда! - запротестовала Рамона, начиная замечать, что ее картину никто не понимает. Может быть, она была не права, пытаясь сделать ее интересней. Может быть, мисс Бинни не хочет интересных рисунков.

- Конечно правда! - Джой подбежал к доске и ткнул пальцем в черные завитушки на Рамониной картинке. - Посмотрите!

Весь класс, включая Рамону, ждал, что мисс Бинни сейчас скажет: Рамоне не следовало портить свою картинку. Но мисс Бинни лишь улыбнулась и сказала:

- Где твое место, Джой? Рамона, может быть, ты расскажешь нам о своей картинке?

- Я не калякала на ней, - сказала Рамона.

- Конечно нет, - согласилась мисс Бинни.

Рамона полюбила свою учительницу еще сильнее.

- Ну... - начала она. - Это черное - не каляканье, а дым, выходящий из окна.

- А почему дым выходит из окна? - мягко подтолкнула ее мисс Бинни.

- Потому что в камине горит огонь, а труба перекрыта, - объяснила Рамона. - Ее закрыл Санта-Клаус, но его на картинке не видно. - Рамона застенчиво улыбнулась учительнице. - Я хотела сделать картинку интересной.

- Ты и сделала ее интересной, - мисс Бинни улыбнулась в ответ.

Дэви встревожился.

- А как же Санта-Клаус выберется? - спросил он. - Он же не останется там?

- Конечно, он выберется, - успокоила его Рамона. - Я просто не нарисовала этого.

На следующий день задание было труднее. Мисс Бинни сказала, что каждый должен научиться писать свое имя. Рамона с самого начала поняла несправедливость этой затеи с именами. Когда мисс Бинни дала каждому карточку с его именем, написанным печатными буквами, всем стало понятно, что девочке по имени Рамона, чтобы научиться писать свое имя, придется поработать больше, чем девочке по имени Энн или мальчику по имени Джой. Не то, чтобы Рамона имела что-нибудь против более тяжелой работы, - она очень хотела научиться писать и читать. Но, будучи самым младшим ребенком в семье и среди соседей, она научилась замечать несправедливость.

Рамона осторожно написала Р так же, как ее писала мисс Бинни. Написать А было просто. А мог написать даже ребенок. Мисс Бинни сказала, что А похожа на остроконечную шляпу ведьмы, а Рамона как раз собиралась быть ведьмой на празднике Хэллоуин3. Писать О тоже было очень просто. О - это круглый воздушный шарик. Некоторые люди пишут О как полусдутый воздушный шарик. Но Рамонино О было шариком, полным воздуха.

- Мне нравятся Рамонины О: они все такие толстенькие воздушные шарики, - сказала мисс Бинни всему классу, и Рамонино сердце наполнилось радостью: ее О нравятся мисс Бинни больше остальных!

Мисс Бинни ходила по классу, заглядывая в тетрадки через плечо.

- Хорошо, мальчики и девочки. Замечательные остроконечные А, говорила она. - А с милыми острыми верхушками. Нет, Дэви, у Д ножки опущены вниз. Замечательно, Карен. Мне нравится, как К у Карен держит спинку.

Рамоне хотелось, чтобы в ее имени была буква К. Она бы тоже написала ее с красивой прямой спинкой. Рамоне нравилось, как мисс Бинни описывает алфавит, и она с удовольствием прислушивалась к тому, что мисс Бинни говорила другим детям. Сидящая перед ней Сьюзен писала, поигрывая кудряшкой. Она накручивала ее на палец, вытягивала и отпускала. "Боньк", - автоматически подумала Рамона.

- Рамона, мы смотрим в свою тетрадку, - сказала мисс Бинни. - Нет, Дэви, у Д ножки опущены _вниз_.

Рамона снова склонилась над своей тетрадкой. Она обнаружила, что труднее всего при написании ее имени добиться того, чтобы в букве М было правильное количество кончиков. Иногда она ошибалась, и тогда у нее выходило _РАЛОНА_, но скоро она запомнила, что кончиков должно быть два.

- Хорошая работа, Рамона, - сказала мисс Бинни, когда Рамона впервые написала свое имя правильно.

Рамона обхватила себя руками от счастья и любви к мисс Бинни. Она была уверена, что скоро научится соединять буквы и сможет писать свое имя по-взрослому запутанно, как Бизус.

Неожиданно Рамона заметила, что у некоторых мальчиков и девочек после имени стоит еще одна буква с точкой.

- Мисс Бинни, а почему у меня нет буквы с точкой? - спросила она.

- Потому что у нас есть только одна Рамона, - ответила мисс Бинни. - У нас есть два Эрика: Эрик Джонс и Эрик Райен. Мы не хотим путать наших Эриков, поэтому записываем инициалы их фамилий: Эрик Д. и Эрик Р.

Рамоне не хотелось ничего упускать.

- А можно, я тоже напишу еще одну букву с маленькой точечкой? попросила она, зная, что мисс Бинни не подумает, что она пристает из вредности.

Мисс Бинни улыбнулась и склонилась над ее партой.

- Конечно можно. Вот как пишется К: прямая палочка, ручка и ножка. Похоже на шагающего человечка. А вот и твоя маленькая точечка.

Мисс Бинни пошла дальше, наблюдая за выполнением задания.

Рамона была просто очарована инициалом своей фамилии. Она осторожно вывела прямую палочку, ручку и ножку, а затем отклонилась назад и с восхищением оглядела свою работу. В ее имени был воздушный шарик и две ведьмины шляпы, а в фамилии - человечек. Рамоне не верилось, что у кого-нибудь еще в школе есть такое интересное имя.

Весь следующий день во время занятий Рамона практиковалась в написании К, пока мисс Бинни ходила по рядам и помогала всем писать букву З в их именах.

- Нет, Сьюзен, - говорила она, - З стоит прямо, а не извивается, как ползущий по земле червяк.

Сьюзен намотала завиток на палец и отпустила.

"Боньк", - подумала Рамона.

- Ох, сколько З у нас извиваются, как червяки, - вздохнула мисс Бинни.

Рамона была рада, что в ее имени нет буквы З. Она нарисовала еще одну К, а затем, повосхищавшись ею некоторое время, пририсовала к палочке сверху маленькую головку с носом и в шляпе, а внизу - два башмачка, так что ее К стала совсем похожа на шагающего человечка. Как он понравится мисс Бинни! Мисс Бинни скажет всему классу: "Какую красивую К нарисовала Рамона. Она так похожа на шагающего человечка".

- Нет, Дэви, у Д палочки спускаются со строчки, как будто она машет в воздухе ножками.

Это сообщение так заинтересовало Рамону, что ей захотелось самой посмотреть на Д Дэви. Она подождала, пока мисс Бинни пройдет, и, соскочив со своего места, подбежала к парте Дэви посмотреть. Какое разочарование!

- Это совсем не ножки, - прошептала она. - Это Д вообще не похоже на человечка, который машет ногами в воздухе. На ногах должны быть коленки. Они всегда видны, когда болтаешь ногами.

Она-то знает, сколько раз она сама махала ногами в воздухе, сидя где-нибудь высоко-высоко.

Дэви пристально уставился на свою работу. Затем он стер ножки своего Д ластиком и нарисовал другие, искривленные посередине. Новая буква Д не была похожа на ту, что нарисовала мисс Бинни, но зато, по мнению Рамоны, больше походила на болтающее в воздухе ногами существо. А ведь мисс Бинни хотела, чтоб было похоже на болтающиеся в воздухе ноги?

- Хорошая работа, Дэви, - сказала Рамона, стараясь говорить, как учительница. Может быть, теперь Дэви все-таки разрешит себя поцеловать.

- Рамона, - сказала мисс Бинни, - сядь, пожалуйста, на свое место.

Она подошла взглянуть на то, что сделал Дэви:

- Нет, Дэви. Я показывала тебе, что ножки Д спускаются со строчки ровно, а у тебя они смотрят в разные стороны.

Дэви был озадачен.

- Это коленки, - сказал он, - коленки, как на настоящих ножках. Д же машет ногами в воздухе.

- Ох, Дэви, прости. Я не имела в виду... - казалось, мисс Бинни не знает, что сказать. - Я не имела в виду, что надо рисовать коленки, я просто хотела, чтобы они спускались со строчки, - проговорила она.

- Рамона сказала мне так нарисовать, - объяснил Дэви. - Она сказала, у всех на ножках есть коленки.

- Рамона не учительница, - голос мисс Бинни хотя и не был сердитым, но все же стал совсем не таким ласковым, как обычно. - Пиши буквы так, как тебе говорю я, и не обращай внимания на то, что тебе говорит Рамона.

Рамона смутилась. Вот так всегда. Хочешь сделать хорошо, а все получается совсем наоборот. Мисс Бинни сказала, что Д должно махать ногами в воздухе, правда же? А когда машешь ногами, они ведь не висят ровно-ровно, а изгибаются. Так почему же нельзя было пририсовать коленки?

Дэви, сердито взглянув на Рамону, взял ластик и стер ножки Д во второй раз. Он тер с такой силой, что смял свой листок.

- Видишь, что ты натворила? - произнес он.

Рамона чувствовала себя хуже некуда. Милый маленький Дэви, которого она так любила, на нее сердится и бегать от нее теперь будет быстрее, чем обычно. Ей никогда не удастся его поцеловать.

И что еще хуже, если мисс Бинни не понравились ножки Д, то ей не понравятся и шагающие человечки. Надеясь, что учительница не видит, чем она занимается, Рамона быстро стерла головку с носом и башмачки. Каким худым и одиноким выглядел теперь человечек! Мисс Бинни, которая смогла понять, что камин дымит, если в трубе находится Санта-Клаус, может разочароваться в Рамоне, если увидит, что она пририсовала букве К головку. Ведь письмо отличается от рисования.

Рамона так любила мисс Бинни, что не хотела разочаровывать ее. Никогда. Мисс Бинни - лучшая в мире учительница.

  • 3 - Хэллоуин - праздник Нечистой силы - 30 октября (примечание переводчика)