Альба

Альба устье речки осматривал. С нижней стороны вода поднимается, щепки оттуда вверх стрежнем выносит. Он подумал: «Под водой, вероятно, люди живут!» Альба свой шаманский меч взял:

- Через этот хребет прорублю-ка я проход!

Где Альба мечом рубанет, там след остается. Он недолго рубил - скала образовалась. На скале след от удара еще и сейчас заметен. Сколько раз ударил, столько больших щепок откололось.

Мало ли, много ли рубил - река Енисей образовалась. По берегам реки настоящие скалы возникли. Альба вокруг огляделся- везде, оказывается, скалы образовались.

- Теперь, - он говорит, - я Кынсь откопаю.

Альба начал откапывать чум Кынси. Он копал, долго копал и угодил прямо к детям Кынси. Альба слушать стал, где Кынсь дышит.

В это время впереди, дальше вниз по течению, Сюоксь на кате играть начал . Альба лук натянул и в Сюокся выстрелил. Стрела ему ухо задела, оттуда кровь пошла.

Альба в другом месте чум Кынси откапывать стал. Дети Кынси щебечут - шепчутся. Альба вперед глядит - олени через реку переплывают, на мысочке до земли ногами достали и тут застыли. Образовался Осиновский порог.

Альба снова принялся за работу. Он левым ухом прислушиваться начал, вниз посмотрел - лоси переплывают реку. Самец вышел на берег, лосиха с телятами как раз середину пересекают: бычок-теленок за матерью плывет, телочка за бычком. Все они там застыли.

Альба сильнее стал копать, добрался до норы детей Кынси. Разгреб нору шаманским мечом - налимчики маленькие лежат, шесть штук. Альба разрезал их на куски.

- А я думал, - сказал он, - что это в самом деле Кынсь. Альба кругом все осмотрел: «Сама-то Кынсь куда же ушла?» Альба шагнул туда, в игрушечный чум детей Кынси, внимательно оглядел все и нашел ее место. Альба копал, копал, нашел ее, наточенным концом меча поддел и в свою берестяную лодку5 бросил. «Смотри-ка, - говорит, - что же это? Маленький налимчик, осиротевший малюсенький налимчик, что ли? Унесу-ка я его своим детям играть!» Альба бросил ее в лодку, сам тоже в лодку сел, реку переплыть хотел, а та, что обернулась налимчиком, в воду от него бросилась.

Альба только успел оглянуться.

- Это, - он говорит, - ты сама Кынсь и есть, маленькой сделалась!

Потом он острогу взял:

- Сейчас я тебя найду!

Он на поверхности воды в лодке тихо остановился и вниз смотрит - налимчик притих.

Альба ее ударил, налимчик тряхнул головой. Тогда Альба ее увидел. Налимчик воду замутил и для Альбы опять невидимым стал. Где налимчик дохнёт, там тальниковый остров образуется.

Он погнался за ней. Где Кынсь нырнет, там остров образуется. Альба за ней вниз по реке погнался. Кынсь воду очень мутила.

- Ну-ка, попробуй теперь меня найти! - она сказала.

Альба поймать ее старается, но Кынсь хитра - туда нырнет, сюда нырнет.

Альба рассердился, бросил ее:

- Да ну ее, к негодяйке пристал!

Он обратно повернул. Кынсь сказала:

- Мусор земли весь ко мне поплывет.

Альба обратно вернулся, пришел на то место, где раньше землю разрубил. На юг поглядел - настоящие каменные скалы стоят.

- Я, - говорит, - сейчас поднимусь и на восточной стороне каменной россыпью сделаюсь. Несчитанные божьи годы пусть пройдут, землю пусть сполощет вода7 - тогда я поднимусь.