Кэлбэсам

Старик с сыном жили. У них был котец. Каждое утро старик ходил черпать из котца. Раз пошел он черпать, видит: к котцу два разрисованных тойола прибились. Старик вверх по реке пошел посмотреть, откуда такие красивые тойолы взялись. Видит - на той стороне кэлбэсам сидит. Старик посмотрел на нее, обратно пошел. Пока домой добрался, весь вымок. Сын только подумал: «Отец ушел, век* ушел», а старик назад пришел. Отец говорит:

- Я хотел было котец черпать идти, спустился вниз, вижу - разрисованные короба стоят.

Сын к реке пошел, в ту сторону посмотрел, видит: кэлбэсам сидит на другом берегу. Парень к ней пошел, с собой привел, в жены взял. Стали жить. Сын у них родился. Старик захотел избавиться от сына, чтобы кэлбэсам в жены себе взять. Отправил он сына на край света на покойницких санках. Кэлбэсам ждет, ждет; муж ушел, век не появляется. Она через шею оленя прошла, олень запрягся.

Собралась она идти на низ, в сторону, где маленькие люди живут. Пришла к ним, зашла к одной бабушке, говорит:

- Бабушка, бабушка, не видела ли ты отца моего сына? Старуха вышла, уду взяла, на прибрежный песок спустилась. Один крючок в воду забросила, веревка лопнула.

Кэлбэсам к другому чуму пошла. Вошла, спрашивает старуху:

- Бабушка, бабушка, ты отца моего сына не видела ли? Старуха крючок с двумя шипами взяла, на берег спустилась, уду забросила. Веревка с крючком оборвалась.

Кэлбэсам дальше идет. К третьему чуму пришла, вошла, старухе говорит:

- Бабушка, бабушка, ты отца моего сына не видела ли? Старуха пошла, на берег спустилась. Там маленький курган*.

Сколько старуха ни бросала крючки, веревки обрываются.

Кэлбэсам дальше, к четвертому чуму пошла, спрашивает у старухи:

- Бабушка, бабушка, ты отца моего сына не видела ли? Старуха уду забросила, веревки лопнули, крючки оборвались. Кэлбэсам к пятому чуму идет, спрашивает:

- Бабушка, бабушка, ты отца моего сына не видела ли? Старуха уду бросала-бросала; веревки лопнули, крючки оборвались.

Кэлбэсам к шестому чуму идет, спрашивает:

- Бабушка, бабушка, ты отца моего сына не видела ли? Старуха удочки взяла, забросила. Крючки опять оборвались, веревки лопнули.

Кэлбэсам опять вниз по реке идет. К седьмому чуму, к Большой старухе4 пришла. Старуха крючки к реке понесла. Крючки забросила. Его к берегу принесло, уже умер. Старуха и кэлбэсам его понесли, запели.