Сокровища подводного города
Давным-давно Атлантическое побережье Галлии занимала Арморика - королевство Градлона Великого. Король умело распоряжался богатствами и вскоре Арморика стала процветающей страной Атлантики. Градлон всецело подчинил себе земную стихию: искусные мастера превращали пустынные земли в райские сады, а невиданной красоты дворцы и замки изумляли самого искушенного путешественника.
За щедрость и благоденствие народ Арморики любил своего правителя и усердно трудился во славу мудрого монарха. И вот уже никто из земных королей не мог сравниться с Градлоном в богатстве и великолепии своих земель.
Но Градлон не пожелал остановиться на достигнутом. Он захотел доказать свое величие, бросив вызов морской стихии. Король мечтал о новой столице своего королевства - прекраснейшем граде Кер-Ис, возведенном посреди бушующих вод залива Дуарнене.
Подданные всячески отговаривали Градлона от невиданного строительства.
- Ваше Величество, в морских водах царствует фея Ниярна. Она потопит все, что ей приглянется. Немало судов, груженных богатствами, покоится в ее владениях! - предостерегали правителя его советники.
Но Градлон был поглощен своим замыслом, и никакие уговоры не могли заставить его отказаться от задуманного.
- Я буду первым, кто построит град посреди моря! А ваша забота - чтобы ни один драгоценный камень не упал на морское дно.
Воля короля была исполнена. Вскоре над морем высилась новая столица Арморики - город Кер-Ис. От океанских штормов его защищала огромная плотина.
Град был выстроен из редкого белого мрамора, его улицы украшали сотни хрустальных скульптур морских нимф. Купола дворцов и храмов искрились чистым золотом, а их фасады сверкали россыпью красных алмазов, изумрудов и топазов.
Блеск, исходивший от города, слепил моряков за сотни миль, блики от драгоценных камней окрашивали море всеми цветами радуги. Ничего прекраснее еще не было создано ни одним человеком.
О величии града на море люди слагали легенды, а морские обитатели приплывали посмотреть не него через весь океан.
И только алчной фее Ниярне было мало любоваться прекрасным творением. Все, что находилось в ее водах, она считала своим. Чтобы решить судьбу Кер-Иса, фея захотела осмотреть город.
Она поднялась из водной пучины и величественно предстала перед королем. Морские гады кишели у ее ног, а черные аспиды обвивали красивое стройное тело.
- Славный король Градлон, ты, верно, забыл, что границы твоих владений заканчиваются у берега моря, - строго молвила Ниярна, и морские звезды замерцали на ее длинных смоляных волосах.
Король преклонился перед красавицей-феей.
- О, владычица моря Ниярна! Как я мог об этом забыть?! - отвечал король. - Укажи, какую дань мне положено заплатить за возведенный здесь город?
- Мне ни к чему твое золото. В морских чертогах сокрыты сокровища, которые тебе и не снились. Лучше устрой пир в мою честь. Я целую вечность пребываю в море и хочу провести хоть день как земная королева, - слукавила фея, поглаживая жирную водяную змею, извивающуюся на ее плечах.
В тот же вечер король устроил пышный пир. Перед празднеством фея прохаживалась по шикарным залам дворца. Она с жадностью перебирала королевские драгоценности, упиваясь их ослепительным блеском под лучами солнца.
«А что, если мне и впрямь стать женой Градлона? - размышляла Ниярна, представляя свой облик в одеждах земной королевы. Ей порядком наскучили однообразие морской жизни и скромность гардероба водяной феи.
Она была уверена в своей неотразимости и предвкушала скорое предложение руки и сердца Градлона.
Но на празднике король заметил одну из служанок Ниярны - прекрасную Этнею. Чарующая красота морской нимфы в одно мгновение покорила сердце Градлона. Не помня себя от внезапно вспыхнувшей страсти, король вывел девушку в круг танцующих. Весь вечер Градлон не отходил от возлюбленной и в конце торжества объявил собравшимся о выборе невесты.
Отвергнутая Ниярна в ярости обратилась к Градлону.
- Мне все равно, как править этим городом - на суше или в море. Твой выбор за тобой. Но помни, если ты решишь жениться на Этнее, то потеряешь все - и этот город, и хрустальные скульптуры морских нимф, ведь их не будет видно под водой!
Этнея испугалась угрозы морской волшебницы и умоляла короля повременить со свадьбой.
- Ваше Величество, не вызывайте гнев Ниярны. Ведь она способна потопить ваш город! - в страхе повторяла морская нимфа.
- Нам нечего бояться, моя суженая! Мой город под защитой от любых штормов, - успокаивал Градлон прекрасную Этнею. - А что до статуй из хрусталя, так мне не жаль ни одну из них.
Ниярна злобно расхохоталась.
- Да будет так! Я принимаю этот выбор! - громогласно произнесла она, и в ее черных глазах сверкнули молнии.
Той же ночью ветер поднял со дна океана огромную волну и с ревом бросил ее на столицу. Вода прорвала плотину и захлестнула спящий город. Море безжалостно поглощало дворцы и замки, смывая все на своем пути. Разбуженные люди в ужасе покидали дома. К счастью, уцелело несколько кораблей, и это стало их единственным спасением.
Покои короля находились на верхнем этаже замка, и вода разбудила Градлона позже остальных. Поток стремительно уносил его от суженой. Но король не желал спасаться без нее. Захлебываясь соленой водой, он нырял в мутные воды, пока, наконец, не увидел свою Этнею.
Король подхватил девушку и выплыл вместе с ней к кораблю. Но что это?! Теплое тело морской нимфы превратилось в хрустальное изваяние, мгновенно выскользнувшее из его рук.
Последней вода поглотила высокую колокольню, и море огласил печальный перезвон.
***
Много времени минуло с тех пор. Но не проходило и дня без поисков затопленного города. Десятки судов бороздили воды залива Дуарнене, сотни ныряльщиков испытывали судьбу, погружаясь все глубже в морские просторы.
Казалось, город бесследно исчез, и вскоре уже никто не верил в успех его поисков. Градлон в отчаянии обратился к духам моря.
- О, бесплотные силы моря! - взывал скорбящий король. - Я возжелал град в морской стихии и наказан за свою гордыню. Но в чем повинна прекрасная Этнея? Я прошу лишь об одном - помогите разыскать ее!
Мольбы Градлона были услышаны. Однажды во время большого отлива до короля донесся слабый перезвон. Градлон узнал звучание колоколов Кер-Иса и приказал немедленно плыть в сторону звона.
Скоро синяя гладь моря озарилась сиянием подводного города. Не раздумывая ни секунды, Градлон бросился в морскую пучину.
Под водой Кер-Ис был еще прекраснее. Солнечный свет скользил по золотым куполам соборов и расписывал все вокруг замысловатыми узорами. Отражаясь в зеркальной глади, сияние одних драгоценных камней становилось еще ярче, а мерцание других - таинственнее и чуднее.
Но Градлон не замечал великолепия Кер-Иса. Раз за разом нырял он под воду и, насколько хватало дыхания, всматривался в затопленные улицы города. Сквозь толщу воды он пытался разглядеть хрустальные скульптуры морских нимф, среди которых была его Этнея.
Однако все старания оказались тщетны: хрусталь был прозрачен в воде, и король заплакал от горя.
- «Мне никогда не отыскать свою суженую», - сокрушался он.
Тут он заметил, как к его голове устремились маленькие золотоголовые рыбки, привлеченные теплом его слез.
«Даже вы, маленькие неразумные существа, приплыли успокоить короля Градлона. Как жаль, что вы не можете показать, где моя Этнея», - горестно подумал король.
Вернувшись на корабль, изнуренный Градлон дал знак о прекращении поисков. Он хотел навсегда покинуть несчастный город.
Внезапно одна мысль пронзила его сердце. Он вспомнил, что видел такое же скопление золотых рыбок у одной из колонн на главной площади города.
«Там теплее от слез моей Этнеи!» - озарило короля, и он тотчас прыгнул обратно в воду.
«Вот они, спасительницы!» - радостно думал Градлон, заметив рыбок, которые по-прежнему кружили возле колонны.
Устремившись туда, король ощутил, что вода стала намного теплее. Рыбки россыпью кинулись в разные стороны, и Градлон столкнулся с ледяной скульптурой. На последнем дыхании король вынес из моря хрустальное изваяние.
Глотнув воздух, Этнея обрела прежний облик, и колдовство Ниярны было разрушено.
***
Весть о счастливом событии облетела весь свет. Днями и ночами Арморика праздновала возвращение невесты короля и их долгожданную свадьбу.
О затопленном городе никто не любил вспоминать. Лишь изредка, когда на берег выносило осколки хрустальных скульптур, казначеи спрашивали короля:
- Ваше Величество, не пора ли нам вернуть сокровища подводного города?
- Я уже нашел свое сокровище. Остальное - пусть покоится в море, - отвечал король, и счастливее его не было никого на свете.