Девятое ава и кузнечик

"Т-р-р, т-р-р, т-р-р", - трещит Кузнечик в траве свою монотонную песню. Он рад яркому солнцу, летней траве, которая колышется под легким дуновением ветерка, баюкая его. "Т-р-р, т-р-р, т-р-р" - значит: "Мне хорошо на теплой земле!" Кузнечик еще совсем молоденький, он живет на свете лишь первое лето, и все вокруг для него внове, и все ему нравится, и все ему улыбается, и он без устали целый день весело трещит.

В его долину пришли сегодня дети. С ними явился важный учитель и издали наблюдает за их играми. Кузнечик слушает, как они поют, и эти новые для него песни приводят его в восторг. К тому же они такие славные, эти ребятишки, и улыбаются приятно, и одеты в красивые цвета. Кузнечик никогда еще не видел людей - только птиц и коров, которые иногда клюют и щиплют траву в его долине, слушая, как он поет. Кузнечику очень хочется сказать детям, что он их любит, и он пуще прежнего выпевает свое "т-р-р", которое уносит ветер, и едва слышат за играми дети.

Вскоре они уселись на траву и принялись закусывать, а закончив трапезу, растянулись на траве отдохнуть. Кузнечик приблизился к ним и запел совсем тихонько, чтоб их не разбудить. С удивлением, глядя на фигурки, так не похожие на него, он подскакивал то к одним, то к другим, касался то руки, то ноги, то пряди волос, каждому улыбался, но все напрасно: его никто не замечал, даже те, кто не спали, а просто лежали с открытыми глазами, казалось, не обращали никакого внимания на Кузнечика и на его знаки внимания. Он очень обиделся. Приблизился к учителю в надежде, что тот его заметит. Но и тут судьба ему не улыбнулась: учитель даже не посмотрел в его сторону, хотя и не спал.

Но что это такое странное он вдруг вынул из кармана? Что-то круглое и поет тихо и монотонно: тик-так, тик-так. Учитель посмотрел на кругляшку, послушал ее песню и позвал ребят. Все встали, собрались и ушли - и все потому, что кругляшка что-то пропела. А он, Кузнечик, напрасно старался трещать свою песню изо всех сил, никто его и не заметил. Что бы это все могло значить?

Сгорая от любопытства и зависти, Кузнечик поскакал за учителем и детьми. В конце концов, это прекрасный случай сменить обстановку, познакомиться с родным краем, посмотреть мир - ведь он так мало еще знал о нем. По дорогам и тропинкам, не переставая трещать свою песенку, Кузнечик добрался вслед за детьми и учителем до большого дома и прыгнул внутрь. Ну, посмотрим, что будет, если на него обратят, наконец, внимание. А в доме - почти везде есть кругляшки, без устали поющие красивое "тик-так" .Иногда они издают резкие "дзынь-дзынь", и тогда все встают, глядя на них, и начинают заниматься другим делом. Кузнечик ужасно обижался всякий раз, когда видел, какую важную роль играют эти кругляшки в жизни ребят, а на него решительно никто не обращал внимания.

"Дзынь-дзьшь-дзынь" - весело пропели кругляшки восемь раз, и тотчас же вернулись к своему монотонному "тик-так".

Кузнечик смотрел, как дети в нарядных костюмах, спускаясь вниз, собираются в большом зале на молитву, потому что был вечер пятницы, и кругляшки пропели, что пора встречать Царицу-субботу. Тут-то Кузнечика совсем зависть взяла, и он решил тоже научиться выводить звонкие ноты - может, тогда его, наконец, заметят.

"Дзынь-дзынь-дзынь" - поют кругляшки и дети, поглядев на них, идут играть; "дзынь-дзынь-дзынь" - и дети идут обедать; "дзынь-дзынь-дзынь" - и дети идут встречать субботу. Ну, что ж ты, Кузнечик, научись скорей выводить эту звонкую песню!

Много недель подряд, спрятавшись в траве возле дома, Кузнечик тренировал голосовые связки в надежде научиться выпевать детям, который час. "Т-р-р, т-р-р, т-р-р" - надрывался он, и хотя дело продвигалось медленно, его радовала мысль, что наступит день, когда он запоет, как кругляшки, и в доме обратят на него внимание. Но для полного торжества ему хотелось, чтобы кругляшки молчали, когда он запоет. Кузнечик уже заметил, что если эти неутомимые механизмы случайно падают на землю, они перестают выпевать свое "тик-так". Вот глупые! Он-то не перестает трещать свое "т-р-р, т-р-р" из-за такого пустяка, как прыжок на землю! По крайней мере, можно воспользоваться тем преимуществом перед ними, что ему нипочем скакать, не переставая петь. Сегодняшний день он хочет посвятить главному: заставить замолчать все круглые механизмы и самому радовать детей.

Кузнечик проскользнул в дом как раз в тот момент, когда учитель взял в руки маленький круглый механизм. Кузнечик быстро прыгнул на учителя, пощекотал ему руку, шею, нос, и учитель уронил ненавистного соперника. Кузнечик был счастлив: первая победа придаст ему мужества действовать дальше. Весь день он прыгает из комнаты в комнату, выжидает момент, когда дети возьмут в руки противные механизмы, и всякий раз проявляет такую хитрость и ловкость, что механизм падает, и дети плачут. Но Кузнечик знает, что когда он запоет свое "тр-тр-тр", которое он так хорошо выучил, дети забудут о маленьких круглых механизмах, и будут радоваться, слушая его.

К вечеру разрушительная деятельность Кузнечика окончилась. Когда солнце начало клониться к горизонту, он изо всех сил восемь раз победно протрещал "тр-тр-тр". Ну вот, сейчас дети на него посмотрят и послушают "т-р-р, т-р-р". Гордость переполнила его при мысли, что он вот-вот станет центром внимания всего дома. Но что это? Нет веселых песен, которых ждал Кузнечик. Дети сидят грустные с грустным учителем и на грустную мелодию поют душераздирающие слова: "Как одиноко сидит многолюдный город, стал словно вдова он - знаменитый среди народов..." Кузнечик огорчился своей неудаче. Но ничего, завтра он наверстает упущенное, сегодня неудача постигла его случайно, завтра он развеселит ребят.

Прошла ночь. Кузнечик весело прокричал восемь раз, но веселым был только он. Дети не спеша, оделись, совсем невеселые спустились в большой зал. Почему же они сегодня не поют, идя на завтрак, беспокойно спрашивал себя огорченный Кузнечик, что еще приключилось?

А дети и вовсе не пошли завтракать. На листке календаря сегодня значилось Девятое ава, и если Кузнечик не знал, что это значит, то дети знали прекрасно. Вчера вечером Кузнечик протрещал им начало грустного дня. Сегодня они петь не будут, слушая, как он им трещит. Они думают о Сионе, о разрушенном Храме и об изгнании народа Израиля, которое продолжается уже почти две тысячи лет. Кузнечик напрасно старается, сегодня не будет ни одного веселого часа.

Вконец разочарованный, так и не поняв, почему у него ничего не вышло, Кузнечик ускакал в свою долину с высокой травой. "Тр-тр-тр" - пел он себе в утешение. Когда Кузнечик очутился у себя, солнце уже закатилось. Земля была еще теплой, и травинки его приветствовали, низко ему кланяясь. "Здравствуйте, -трещал он им. - Глупыш я - и только. Мне не следовало с вами расставаться". Листья высоких деревьев, которые шевелил ветер, ласково отвечали ему. Небо темнело, звезды загорались одна за другой, посылая Кузнечику лучистые улыбки. И Кузнечик стал снова веселым. "Тр-тр-тр - я вам пою, красивые и далекие звезды, вы-то меня всегда ласково приветствуете!" В девятый день еврейского месяца ав (приходится на лето) постятся в память о разрушении Храма в Иерусалиме.