Сны трёх охотников

Отправились как-то трое юношей в лес на охоту. Долго бродили они в надежде подстрелить какую-нибудь птицу или зверя. Но ни зверь, ни птица не попадались им на глаза. Когда солнце уже успело проделать половину своего дневного пути, охотники почувствовали, что ноги отказываются носить их.

- Я есть хочу,- сказал один из охотников.

- Я тоже,- сказал другой.

Присели они и стали есть. Потом запили свою трапезу родниковой водой и снова отправились охотиться.

Долго бродили они в лесу, но опять не встретили никакой дичи.

Незаметно подкрался вечер, а с ним и усталость.

- Я хочу есть,- сказал один из охотников.

- Я тоже,- сказал другой.

- И я,- сказал третий.

У начала и конец должен быть. Но охотники, когда ели днем, забыли, что и на вечер надо оставить: они съели все, что у них было, и на ужин оставили одни только воспоминания.

Долго бродили трое голодных и уставших юношей по лесу. Они молч.али, будто каждый из них с голоду свой язык проглотил. А что им еще оставалось делать? Разговорами сыт не будешь.

Вдруг один из охотников остановился.

- Вы чувствуете запах еды? - спросил он друзей. •- Это голод пахнет,- пошутил один из охотников.

- Лучше понюхайте! - ответил первый охотник и стал вертеться во все стороны, чтобы понять, откуда доносится запах.

Принюхались и двое других юношей. И вправду, до них доходил запах еды. Но с какой стороны шел этот дразнящий запах, охотники не могли определить. Тогда один из них, набравшись сил, взобрался на дерево. Здесь, наверху, запах так и лез в нос. Охотник так бы и сидел на дереве и вдыхал вкусный запах, но друзья не давали ему покоя. Они засыпали его вопросами: «Ну как, видно? А что готовят?».

Слез охотник с дерева. И пошли все трое в ту сторону, откуда доносился запах еды. Когда они вышли из леса на опушку, то увидели чабана. Он сидел у мангала, на котором кипело в петиле какое-то варево, и подкладывал в огонь сухой хворост.

Обменялись приветствиями охотники и чабан. Пришедшие рассказали чабану, кто они и что делают в этом лесу.

Выслушал их рассказ чабан и говорит:

- Да, мои дорогие кунаки, голодных накормить - это, конечно, дело доброе, но в моем петиле всего три картошки варится. Вас трое, да я четвертый. Не хватит нам на ужин этого кушанья. Я вам дам один совет. Ложитесь все трое спать, а утром картошка достанется тому, кто увидит самый интересный сон.

Что оставалось делать охотникам? Легли они и тут же уснули.

Утром, едва только птицы возвестили рассвет, охотники проснулись. Проснулся и чабан.

- Ну, дорогие мои кунаки, рассказывайте, кому что снилось! -говорит чабан.

Сели охотники и чабан в круг, а петил поставил)! в середине.

- Я вчера ночью во сне был в гостях у самого Шейх-Ислама,- рассказывает один охотник, а сам не сводит глаз с петила.- И что же вы думаете: окружили меня муллы, везиры и все с почтением приглашают меня к себе в гости. Погостил я у каждого из них. Рассказал им про свои охотничьи приключения. Им очень понравился мой рассказ. «Приходи еще!» - просили они меня... Вот какой сон мне приснился,- заключил охотник свой рассказ.

- Да, дорогой кунак, и вправду интересный сон тебе приснился. Очень интересный! Но послушаем, что скажут твои друзья,- говорит чабан.

- А мне приснилось, будто бы я был у шаха Ирана,- начал рассказывать свой сон второй охотник.- С правой стороны сидели векилы шаха, с левой - везиры. Все они мне низко кланялись. Видя такое почтение ко мне со стороны всех своих придворных, шах выстроил мне дворец: один камень золотой, другой - мраморный. А тахта моя вся из эршефи и застлана семью бухарскими коврами. И вот восседаю я на тахте, на голове у меня золотая корона. А предо мной - шашлыки и вино... Вот какой мне сон снился,- закончил свой рассказ охотник и, вспомнив о том, что он вторые сутки голодный, бросил жадный взгляд на петил с картошкой.

- О дорогой кунак, твой сон интереснее, чем сон твоего друга, - сказал чабан и добавил: - А теперь послушаем, что нам расскажет третий ваш друг.

А третий встал и, низко кланяясь, сказал:

- О гостеприимный и мудрый чабан! Все, что рассказывали мои друзья, я видел во сне. Видел, как один мой друг был почетным гостем у самого Шейх-Ислама, другой владел дворцом, построенным из золота и мрамора. Сидел он на золотой тахте, на бухарских коврах. А ел он шашлыки и пил дорогие вина. Я же побывал и у одного моего друга в гостях, и у другого. И ни один из них не соизволил угостить меня, голодного, хотя бы костью от той баранины, которую они ели. И я, сильно проголодавшись, сердитый на своих друзей, проснулся ночью и съел картошку из этого петила,- закончил свой рассказ третий охотник и тут же добавил:- Ведь такие богатые люди, как мои друзья, не стали бы есть вареную картошку, которой угощал нас наш дорогой и гостеприимный чабан.

Охотники молча переглянулись. А чабан громко рассмеялся смекалке третьего охотника.